by

Вождение автомобиля и психология начинающего водителя

Поскольку автомобиль движется не в космическом пространстве, а по дороге среди других машин, то нужно всегда иметь чёткое представление о том, что происходит вокруг. Это одно из важнейших правил вождения. Однако данная простая в теории истина совершенно трудновыполнима для новичка.

Почему у новичка «шоры» на глазах?

Психология начинающего водителя

Новоиспечённый автомобилист все своё внимание и усилия направляет на то, чтобы не запутаться в педалях, органах управления, вспомнить и правильно выполнить те действия, которые собственно и приведут к движению автомобиля.

Можно сказать, что 90% его внимания сосредоточено на том, что происходит внутри автомобиля, и только 10% на то, что снаружи. Причём снаружи он видит достаточно в узких границах только то, что происходит непосредственно перед автомобилем. Так происходит потому, что:

  • психомоторные навыки по вождению автомобиля ещё не закрепились в виде прочных рефлексов;
  • водитель физически и психологически скован и напряжён.

Он находится в своеобразной скорлупе собственных переживаний, волнений и страха, мешающих ему воспринимать обстановку, в том числе и за пределами машины, в полном объёме. То есть водитель вроде бы и видит, но у него «шоры» на глазах, конечно, не в физическом смысле, а в психологическом.

Что говорит психология

Почему так популярно число семь? У разных народов, у разных культур, в разные эпохи? Оказалось, что человек может без особого труда и ошибок запоминать и оперировать в мозгу с объектами, число которых не превышает семи.

Психология водителя должна помогать вождениюКонечно, с помощью специальных тренировок и методик можно значительно увеличить свой потенциал запоминания и интеллектуальную мощь. Однако не все могут стать Штирлицами, да и не всем это надо. А вот прилично научиться водить автомобиль может подавляющее большинство людей, кто-то быстрее, кто-то медленнее, но может.

Психологи уже давно установили, что количество раздражителей, на которые адекватно может реагировать человек, имеет свои пределы в каждый конкретный период жизни индивида. Даже для самого опытного и подготовленного тоже существует количественный предел охвата факторов, за которым он уже не может чётко контролировать и оценивать обстановку.

Что это значит применительно к психологии вождения автомобиля? Это значит, что если увеличивается количество моментов, которые требуют пристального внимания к себе внутри автомобиля, то число внешних объектов, которые мозг может контролировать, будет уменьшаться. И наоборот.

Задача – освободить сознание от «борьбы с автомобилем»

У опытного водителя основное внимание нацелено на оценку внешних факторов, а то, что нужно делать в автомобиле, он делает «на автомате», не затрачивая на это особых психологических усилий. Он не борется ни с собой, ни с автомобилем, как это зачастую приходится делать новичку.

Опытный водитель имеет прочные психомоторные навыки вожденияСформировавшиеся устойчивые психомоторные навыки избавляют психику опытного водителя от лишней нагрузки, переведя действия по управлению автомобилем на уровень рефлексов, освобождая сознание для другой важной работы, а именно для:

  • оценки дорожной ситуации;
  • прогнозирования действий других водителей и т.п.

Таким образом, довольно чётко формируется важнейшая задача для последующей трансформации психологии начинающего водителя – освободить сознание новичка от «борьбы с автомобилем», и «переключить» его (сознание) на оценку внешних факторов.

В связи с этим сразу возникает вопрос: «А можно ли как-то вообще избежать такого начального периода и сразу научиться видеть свой автомобиль и себя в нем не как отдельную частичку, а как составную часть транспортного потока, с прогнозированием действий других водителей?».

Ответ, к сожалению, отрицательный. Этот период наблюдается у всех. Однако его можно существенно сократить. О том, как это сделать, вам обязательно расскажут в тульской автошколе «Зебра» ещё во время обучения.